Авторизация  |  Регистрация на сайте  |  Забыли пароль?
Логин: 
Пароль: 
Казань

Казань - город, где встречаются две культуры – западная и восточная

18.Театр

Не все знают, что казанский драматический театр когда-то по праву занимал третье место в России после театров Санкт-Петербурга и Москвы. Да и появился театр в городе очень давно, еще в конце восемнадцатого века, и в создании его принимали участие как крупные общественные деятели того времени, так и труппа крепостных актеров.

Но настоящий расцвет казанского театра начался в девятнадцатом веке и продолжился в начале двадцатого. Здесь успешно выступали такие артисты, как П.С. Мочалов, А.Е.Мартынов, М.Г.Савина, П.А. Стрепетова, В.Н.Давыдов, А.П.Ленский, К.А.Варламов, П.М.Садовский, М.И.Жаров, М.И.Царев, М.Ф.Астангов и многие-многие другие.

Также много славных страниц летописи казанского театра связано с именем великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Мало кому известно, но именно здесь в Казани в 1836 году им впервые был поставлен "Ревизор" Гоголя. К тому же, в этом же году здесь состоялась практически первая полная  постановка комедии "Горе от ума" Грибоедова, которая с момента ее написания была запрещена для столичных театров и, если где и шла, то только отдельными сценами. Роли Фамусова и Городничего стали звездными для Михаила Щепкина. А после громких премьер спектакли "Ревизор" и "Горе от ума" начали играться по всей России.

Здесь же в Казани в этом же году в бенефис Щепкина была сыграна драма Белинского "Пятидесятилетний дядюшка или странная болезнь", также запрещенная в то время. Самое интересное в этом то, что всем известная фраза "кушанье подано" или, как сейчас принято говорить - "кушать подано", была впервые сказана именно в этой пьесе. Также в ней чуть ли не в первый раз со сцены было произнесено выражение "тянуть лямку" в значении "тяжело, усердно работать", которое потом тоже широко вошло в оборот русской речи.

Словом, Михаил Щепкин сыграл большую роль в истории казанского театра, да и гастролировал он здесь часто, притом как один, так и вместе с дочерями Александрой и Феклой. Другие актеры тоже любили приезжать в Казань на гастроли. То есть театр в те времена играл большую роль в жизни города, поэтому в 1845 году для него на центральной площади было построено каменное здание, в котором он и пробыл до пожара 1874 года, полностью этот дом уничтожившего. Но к большой радости горожан на следующий год на том же месте для труппы было спешно отстроено новое здание, которое, к сожалению, тоже сгорело в 1919 году, и больше уже никогда там не восстанавливалось.

Театр тогда переехал в красивый двухэтажный дом на одной из главных городских улиц, где и находится до сих пор. Называется он теперь - Казанский академический русский драматический театр им. В. И. Качалова, актера, который тоже начал свою творческую деятельность в Казани. Хотя играл он на самом деле только в том старом театре, который был до пожара, и никогда не бывал в новом, который сейчас носит его имя, и где в вестибюле стоит ему памятник.

Василий Иванович Шверубович, так в действительности звали актера, был на сцене в Казани всего три сезона. Качалов - это его псевдоним, который он взял совершенно случайно, увидев в газете некролог с такой фамилией. Родился он в 1875 году и вообще-то был студентом юридического факультета Петербургского Университета, но всегда чувствовал в себе призвание играть на сцене. И вот, попробовав силы в любительских спектаклях, он, чтобы развиваться дальше и больше играть, принял решение ехать в провинцию, где  по совету друзей в 1898 году он поступил в казанский театр на небольшие роли с несколькими репликами за вечер.

Но в это время в театре была очень сильная труппа. Притом даже две - оперная и драматическая, которые по очереди работали в Казани и Саратове. Поэтому общение с хорошими артистами быстро пошло на пользу молодому актеру, и уже со второго сезона Качалов стал любимцем казанской публики. Особенно всех завораживал его чудный голос. Студенчество и гимназистки были от него без ума, а его портреты стали для них своеобразными талисманами. Скоро Качалов играл почти в каждой пьесе, которую ставили в театре. Дело дошло до того, что в прессе появилась статья, в которой писалось, что "такого способного юношу грешно и стыдно совать везде и всюду. Это значит мешать человеку работать и коверкать его".

Словом, в Казани актера обожали. Например, режиссер А.В.Ивановский, который впоследствии поставил такие известные фильмы, как "Музыкальная история", "Антон Иванович сердится", "Сильва", "Укротительница тигров", и который тоже родился и провел молодые годы в Казани, в книге своих воспоминаний писал, что образование свое он получил "главным образом, в казанском театре… Я убегал из гимназии с последних уроков, чтобы встретить у входа в театр Качалова". 

Поэтому когда третий казанский сезон молодого перспективного актера был в самом разгаре, слава о нем докатилась до Москвы, и оттуда пришло приглашение в Художественный Общедоступный театр, возглавляемый тогда К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. И когда драматический сезон 1900 года в Казани закончился, актер поехал в Москву, где тоже скоро стал широко известен и любим публикой.  В спектаклях этого театра Василий Иванович Качалов и сыграл свои знаменитые роли в пьесах Шекспира, Чехова, Горького, Толстого и Достоевского.

Кстати, не всем известно, что именно молодой Качалов послужил прообразом Коровьева в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", того самого, который неудачно пошутил, но это уже совсем другая история.

А пока вернемся к казанскому театру, потому что, говоря о нем, нельзя не вспомнить еще о двух актерах, которые выступали на его подмостках. 

Во-первых, это Василий Николаевич Бурлак-Андреев.

Дворянин из обедневшей семьи, родившийся в Симбирске в 1843 году, Василий Андреев учился на юридическом факультете Казанского университета, но вдруг неожиданно оставил учебу и пошел работать на Волгу помощником капитана на буксир "Бурлак", в честь которого взял приставку к своей фамилии. Впоследствии он стал капитаном пассажирского судна, но так как всю жизнь увлекался театром, то скоро опять решил круто изменить свою судьбу и в 1868 году дебютировал на сцене театра в Ростове-на-Дону.

Прославился Василий Николаевич на всю Россию исполнением ролей "маленьких людей", таких как Счастливцев в "Лесе" Островского, Расплюев в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина, а также замечательной игрой Фамусова в "Горе от ума" Грибоедова, Городничего в "Ревизоре" Гоголя и Иудушки в "Господах Головлевых" по Салтыкову-Щедрину. Еще он успешно выступал с чтением произведений Гоголя и Достоевского и в казанском театре не раз гастролировал. Все восторгались его игрой. Например, живший тогда в Казани будущий великий писатель Лев Толстой и Владимир Ульянов, тот самый, который впоследствии стал Лениным. Актер был так знаменит, что сам Илья Репин написал его портрет в одной из ролей. Умер Бурлак-Андреев прямо на сцене, выступая в спектакле. Произошло это в 1888 году в Казани, и было ему всего сорок пять лет.

Второй актер, о котором хочется здесь сказать, и который своей жизнью тоже был связан с казанским театром - это Владимир Вячеславович Белокуров.

Родился он в 1904 году в селе Нижний Услон под Казанью в семье священника, потом учился в казанской гимназии, здесь же окончил  и театральное отделение Высшего института народного образования, затем студию при казанском театре и, в конце концов, стал его же актером. В 1919-1923 годах он сыграл Костылева в "На дне" Горького, Яшу в "Вишневом саде" Чехова, Шприха в "Маскараде" Лермонтова, Кудряша в "Грозе" Островского. В 1924 году Владимир Белокуров уехал из Казани в Москву, где сменив несколько театров, в 1936 году поступил во МХАТ.  Его он уже не покидал, сыграв за свою жизнь множество ролей, как на театральной сцене, так и в кино. А самой его известной ролью стала, конечно, роль Валерия Чкалова в одноименном фильме, вышедшем на экран в 1941 году в начале войны. Многие люди помнят его замечательного Чичикова в экранизации "Мертвых душ" Гоголя, Боцмана в "Полосатом рейсе", Лохматого императора, священника и конферансье в трилогии о "неуловимых мстителях", а также его часто цитируемую  блестящую роль из трилогии "Хождение по мукам". Помните, "Я Лева Задов, со мной шутить не надо"? Так вот это и есть он — Владимир Вячеславович! Умер Народный артист В.В. Белокуров в 1973 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

В заключении хочется сказать большое спасибо тем людям, которые держали в Казани антрепризу, то есть тем, кто все здесь организовывал, и кто, в конечном счете, принес славу казанскому театру. Хорошие актеры — это, конечно, очень важно, но без преданных театру людей все равно ничего бы не получилось!

Это П.П.Есипов, Н.К.Милославский, П.М.Медведев, П.А.Соколов, М.М.Бородай, Н.И.Собольщиков-Самарин. Вечная им память!

Было в истории казанского театра еще много других интересных страниц, Да и самих театральных коллективов в Казани было и сейчас есть немало, но об этом мы расскажем  как-нибудь в другой раз.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22  Вперед
6 апреля 2011      Автор: admin      Просмотров: 47213      Комментарии

Другие статьи из этой рубрики

Туризм добрался до казанских гостиниц

Вопросы развития гостиничного рынка обсуждались в "Корстоне" на совместном семинаре-совещании представителей муниципалитета и гостиничного рынка Казани.

"Сотворение мира" случилось в Казани

В последний уик-энд лета на Ярмарочной площади Казани гремел фестиваль "Сотворение мира", который оказался одним из самых масштабных музыкальных мероприятий этого года.

В Казани будут развивать круизный туризм, привлекая туристов со всего мира

Череда последних событий, громко пропиаривших Казань на федеральном уровне, - победа в конкурсе на проведение Универсиады-2013, общероссийский рок-фестиваль, и последовавший за всем этим визит президента Медведева, - сподвигли казанские власти на разработку концепции развития туризма в Казани, одним из важных пунктов которой является развитие круизного туризма.

"Coca-cola" строит в Раифе

Возле раифского Дома паломника стучат топоры и пахнет свежим деревом. "Не коттедж ли строят?" - тревожно вопрошают паломники. Спешим успокоить: здесь возводится здание Визит-центра Волжско-Камского заповедника.

Туроператоры хотят раскрутить туристический бренд Казани

Туризм внутри региона эксперты признают интересным и перспективным направлением, которое, впрочем, развивать пока сложно: в городе плохие дороги, мало демократичных кафе и гостиниц, а в районах даже не хватает туалетов.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, всем зарегистрированным посетителям надо ввести свой логин и пароль. Кликните на ссылке "Авторизация" в самом верху страницы, и откроется форма для ввода логина и пароля. Если у вас еще нет логина, предлагаем вам зарегистрироваться на сайте. Процедура регистрации очень простая и быстрая. Буквально в течение минуты у вас появится возможность задавать вопросы, общаться с другими пользователями, комментировать статьи, в общем участвовать в жизни сайта. Добро пожаловать!
 

Бизнесмену.ру © 2008
Написать письмо

"Туризм в Казани" - интернет-портал о туризме и отдыхе. Казанская энциклопедия туристического бизнеса. Прием в Казани. Размещение в отелях и гостиницах Казани. Вылет из Казани. Турагентства и туроператоры. Продажа авиабилетов и железнодорожных билетов в Казани. Все виды туров: экскурсионные, автобусные программы, курортный отдых, круизы, свадебные путешествия, новогодние программы, лечение за рубежом и в санаториях, оздоровительные туры, образование за рубежом, языковые курсы, деловые и корпоративные поездки, паломнические туры, детский отдых, размещение в лагерях и базах отдыха, горнолыжный отдых.

Использование материалов сайта разрешается только при условии размещения активной гиперссылки на сайт "Туризм в Казани" (www.turizm-kazan.ru) рядом с опубликованным материалом.

"Туризм в Казани" - участник сети проектов Бизнесмену.ру
Подробнее о проекте | Размещение рекламы на сайте | Добавить вашу организацию в каталог
Создание сайтов для турфирм